Спасибо Пескову, он своим многословной корректировкой "неправильной передачи слов", сказанных им журналисту The New York Times, еще раз подтвердил, что в Кремле окончательно выбрали туркменский путь удержания власти Путиным. Но при этом еще стесняются полностью отказаться от демократической риторики, когда упоминают про выборы, ведь сам "президент в своем Послании говорил, что выборы являются демократией". "Хотя с другой стороны, они стоят больших денег…", сетует его пресс-секретарь.
Туркменбаши Великий был честнее. В начале своего славного пути, когда он еще звался именем, которое ему мама с папой дали, - Сапармуратом Ниязовым, то на безальтернативной основе в 1992 году избрался президентом с результатом в 99,5 процентов голосов. Спустя два года он провел референдум о продлении президентского срока, получив поддержку 99,9 процентов…
А еще через несколько лет Туркменбаши Великий провозгласил себя пожизненным президентом и больше никогда, до самой своей весьма загадочной смерти в декабре 2006 года, выборы не проводил. Поначалу в Ашхабаде объясняли отмену выборов их дороговизной и бессмысленностью, ведь победитель известен заранее. А потом и от этого отказались.
Именно такой смысл имеют и откровения Пескова про "абсолютно беспрецедентный уровень консолидации общества вокруг президента и отсутствие сомнений в том, что если президент будет выдвигаться, он будет переизбран с огромным преимуществом". Но совсем отказаться от выборов тоже нельзя, они являются грандиозным тренингом всей вертикали власти в стране, проверкой лояльности Кремлю со стороны региональных элит, а также уровня "выученной беспомощности" электората, лишенного реальной альтернативы на выборах.
Кстати, об альтернативе, точнее, о ее устранении. Бывший вице-премьер Туркменистана Назар Союнов рассказывал мне, как Ниязов добился этого (наша беседа опубликована в книге "Почему распался СССР". Изд-во "Индивидуум", 2019, Москва). Он собрал в 1992 году всех лидеров туркменских племен (их всего пять) у священного для мусульман камня Кааба в Мекке и потребовал от них поклясться, что они не станут выставлять свою кандидатуру на выборах. Среди них был и сам Союнов.
В России такую клятву Путин мог бы принять где-нибудь на Валааме, Афон-то нынче недоступен, поскольку в недружественной стране оказался…
Но некого везти уже и на Валаам.
! Орфография и стилистика автора сохранены
Многие годы на нашем сайте использовалась система комментирования, основанная на плагине Фейсбука. Неожиданно (как говорится «без объявления войны») Фейсбук отключил этот плагин. Отключил не только на нашем сайте, а вообще, у всех.
Таким образом, вы и мы остались без комментариев.
Мы постараемся найти замену комментариям Фейсбука, но на это потребуется время.
С уважением,
Редакция






