Лев Толстой прожил 82 года. По сегодняшним меркам — не такая уж невероятно долгая жизнь. Конечно, дольше, чем у Пушкина, Лермонтова, Достоевского. Но почему она кажется какой-то бесконечной, а Толстой в последние годы жизни — просто сказочным старцем, прожившим столетия?
Наверное, потому что так и было. Жизнь Толстого складывалась из стольких резких поворотов, из стольких совершенно разных существований, что поневоле начинаешь воспринимать ее как вечность. А когда на эту вечность накладываются еще существования Пьера и Наташи, князя Андрея и Платона Каратаева, Анны и Вронского, Левина и Китти, Нехлюдова и Катюши Масловой, Хаджи-Мурата и еще многих-многих других, то действительно создается ощущение, что перед тобой — вселенная.
Для меня как для читателя важны многие книги Толстого. Но говорить о нем в своей лекции я буду как историк. И поэтому здесь не будет филологического анализа. Толстой, как великий писатель, впитал, почувствовал, осмыслил, переработал множество проблем, которыми жили люди его времени — и в России, и за ее пределами.
И он же сформулировал, проговорил, выкрикнул многое из того, что мало кому, кроме него, приходило в голову. А после того, как эти слова были произнесены, они как будто вырвались из Ясной Поляны и зажили своей собственной, уже почти независимой от творца жизнью.
И люди начали строить свою жизнь "по Толстому", и влюбляться "по Толстому" и верить "по Толстому". Кому-то это удавалось лучше, кому-то хуже, кто-то находил в Толстом прежде всего воспевание семейной жизни, а кто-то — отвращение к семье и сексу, кто-то восхищался удалью и свободой жизни на Кавказе, а кто-то, прочитав Толстого, отказывался служить в армии.
Ленин когда-то назвал Толстого "зеркалом русской революции" — и в этом есть определенный резон. Но я бы сказала, скорее, наоборот — российская жизнь — и далеко не только революция, — в какой-то мере — отражение Толстого, его мучительных размышлений, его духовных переворотов. Вот об этом и поговорим.
Вынуждены сообщить, что так называемое министерство юстиции РФ считает заслуженного учителя Российской Федерации Тамару Эйдельман иностранным агентом.
! Орфография и стилистика автора сохранены
Многие годы на нашем сайте использовалась система комментирования, основанная на плагине Фейсбука. Неожиданно (как говорится «без объявления войны») Фейсбук отключил этот плагин. Отключил не только на нашем сайте, а вообще, у всех.
Таким образом, вы и мы остались без комментариев.
Мы постараемся найти замену комментариям Фейсбука, но на это потребуется время.
С уважением,
Редакция






