"Курск уйдет под воду, весь мир будет его оплакивать…" Многим, конечно, памятно пророчество Ванги, которое, скорее всего, появилось в прессе уже после гибели подлодки (и после смерти самой предсказательницы). Но так ведь оно и было: подлодка "Курск" погибла – и весь мир сочувствовал российским морякам.

Вдумайтесь: весь мир искренне сочувствовал россиянам! Из 2022-го это выглядит какой-то совершеннейшей ненаучной фантастикой.

Когда гибель настигла еще один корабль – "Москва", не сочувствовал никто.

Почему, что было между ними? А было двадцать с лишним лет претензий и агрессии. Было двадцать лет пропаганды – "нас обидели, нас ненавидит Запад, он веками ненавидел нас, да как он омерзителен!".

Да, так вот и "ненавидел", что сочувствовал. Предлагал помощь в попытке спасти оставшихся моряков.

А ведь тогда уже проявились почти все черты нынешнего режима! Лютое вранье пропаганды. Помните это – "ситуация под контролем", "с экипажем поддерживается некоторая связь". И, конечно, нельзя не вспомнить реакцию тогдашнего – и теперешнего – главы государства. Такие фразы навсегда входят в историю. Даже не столько фраза, сколько выражение лица, тон – все в комплексе. Да и само отношение к людям – все проявилось в один миг:

12 августа 2000 года – в день катастрофы – Путин уехал в отпуск в Сочи. О самой катастрофе ему доложили на следующий день, общественности сообщили 14 августа. Отпуск до 18 августа прерван не был. А зачем бы ему?!

Потом пришлось, конечно, оправдываться: мол, прибытие чиновника высокого ранга не помогает, а чаще всего – мешает… Сказать "а не хотел!" он, конечно, не мог.

Уже тогда появилась и цензура – запрещенная Конституцией. Сергей Доренко, увы, многое сделавший для того, чтобы Путин оказался у власти, попытался исправить ошибку: в авторской программе он с фактами в руках сообщил, где и в чем Владимир Путин солгал о катастрофе и о спасательной операции. После программы Сергея Доренко его уволили с телеканала ОРТ, а программу сняли с эфира.

Тогда по наивности казалось, что это – край. Что вот-вот сейчас к нему придут те, кто ответственен за страну, и скажут: "Владимир Владимирович, уходите в отставку! Это – лучшее, что вы можете сделать".

А дальше закончилась бы война на Кавказе. Настал бы конец милитаризации. А Россия потихоньку-помаленьку начала бы встраиваться в Запад, который все чаще именовали бы уже не Западом, а Севером…

Ничего из этого, конечно, не случилось – да и не могло случиться.

Среди прочего Путин сказал в те дни и следующее:

"Как ни странно, последующие опросы показали, что этот инцидент не повлиял на мое положение. Но я очень боюсь, что нечто подобное может повториться".

И не просто так он боялся. Трагедия повторилась – причем под его руководством и по его вине. Спустя 22 года затонул не менее известный российский корабль – флагман Черноморского флота ракетный крейсер "Москва".

И вот тут не было никакого сочувствия мира. Потому что "Москва" участвовала в агрессивной войне, которую, впрочем, в путинской РФ нельзя так называть.

А все остальное повторилось. Почти в деталях. Ложь пропаганды, первые сообщения: "экипаж эвакуирован после детонации боезапаса в результате пожара", "корабль получил серьезные повреждения". О погибших вначале не сказали ни слова. Даже и по сию пору неясно, сколько человек погибло на "Москве". Месяцы понадобились отцу матроса-срочника Егора Шкребца, чтобы его сына признали погибшим, а не "пропавшим без вести".

В стране победившей цензуры стало возможно многое.

Только вот вряд ли так оно будет всегда.

Я начал с фальшивого пророчества, а закончу – настоящим. Произнесенным поэтом Константином Бальмонтом в 1907-м по итогам войны с Японией и первой Русской революции:

Наш Царь – Мукден, наш Царь – Цусима,
Наш Царь – кровавое пятно,
Зловонье пороха и дыма,
В котором разуму – темно.

Наш Царь – убожество слепое,
Тюрьма и кнут, подсуд, расстрел,
Царь-висельник, тем низкий вдвое,
Что обещал, но дать не смел.

Он трус, он чувствует с запинкой,
Но будет, час расплаты ждет.
Кто начал царствовать – Ходынкой,
Тот кончит – встав на эшафот.

Владимир Олейник

utro02.tv

! Орфография и стилистика автора сохранены

Уважаемые читатели!
Многие годы на нашем сайте использовалась система комментирования, основанная на плагине Фейсбука. Неожиданно (как говорится «без объявления войны») Фейсбук отключил этот плагин. Отключил не только на нашем сайте, а вообще, у всех.
Таким образом, вы и мы остались без комментариев.
Мы постараемся найти замену комментариям Фейсбука, но на это потребуется время.
С уважением,
Редакция