Эти размышления могут показаться одним чушью, обидно задевающей их сложившиеся представления, другим — банальностью, а третьим — ненужной заумью. Но всё-таки я решил систематизировать свои многократные размышления по этим вопросам, избрав для предлога 5-ю годовщину финального кризиса в ходе Революции Достоинства (Третий Майдан[1]).
Дело в том, что я считаю начавшийся тогда российско-украинский[2] конфликт гражданской войной, но не простой, а идущей между историческими традициями Руси, иначе говоря — Хроногражданской войной.
Для входа в тему, рассмотрим события Второй мировой войны.
Я стараюсь избегать выражения Великая Отечественная война, и — подобно многим другим — заменяю его выражением "Советско-германская война 1941-45" (можно — Вторая Германская).
Потому что внутри войны СССР (и МНР) с Великогерманским рейхом и его союзниками была антибольшевистская, антисталинская, антиимперская война, в которой на стороне Гитлера были миллионы бывших сталинских подданных — и не только в рядах РОА, национальных батальонов и полиции, но и значительное число безоружных "добровольных помощников" (Hilfswilliger — "хиви") в боевых порядках вермахта. Однако в отличие от части "белой эмиграции", поддержавшей нацистов, и части казачьих соединений, эти формирования не довоёвывали за Белых Гражданскую войну 1917-22 годов, а были результатом раскола среди бывших победителей, в т.ч. раскола в советской военной и интеллектуальной элите.
Условно говоря, это была "реинкарнация" Тамбовского и Кронштадтского восстаний.
В этом нет ничего исключительного. Во Франции и в Италии в 1944-45 годах также шли свои внутренние гражданские войны (и в Сербии — в столкновениях между антигитлеровскими партизанами — коммунистами-титовцами и монархистами-четниками). Во Франции вообще довоёвывали битву левых республиканцев с буланжистами и антидрейфусарами в 80-90-х годах XIX века, это также была "отложенная" гражданская война правых против Народного фронта 1934-37[3] годов. В Италии — битву коммунистов с муссолианцами 1922 года.
Но куда сложнее ситуация российско-украинской войны.
Прежде всего, сразу обозначу, что начиная с мая 2014 года вооружённый конфликт идёт не за общее будущее <украинской> нации (как это происходит при гражданских войнах), а за присоединение востока Украины к России (возможно, через промежуточный этап временного существования нескольких "независимых" псевдогосударств).
При этом в марте 2014 "Русская весна" была откровенной "вандеей" — выступление за возвращение к власти свергнутого Януковича и пророссийских сил, а с начала апреля — очень недолгое время — как антиолигархическое движение, т.е. в качестве леворадикального крыла Майдана. Однако, нашествие казаков, российских волонтёров из числа левых националистов-имперцев, а также отрядов прокси стремительно превратило это в русско-сепаратистское движение, на поддержку которого была уже направлена российская армия ("Северный ветер").
Для меня так же очевидно, что российско-украинская война — типичный цивилизационный конфликт, который я понимаю как борьбу за "лимитроф" — промежуточную межцивилизационную зону, которую в Москве принято называть "Русский мир". Некий аналог сражений Македонии с Персией за Ионию (западное побережье нынешней Турции) и Византии с Сасанидским Ираном за Южный Кавказ, Месопотамию и Сирию.
Украина тяготеет к "материнской" Европейской цивилизации, культурно-самостоятельная Россия — "дочка" этой цивилизации. И началась битва между двумя цивилизационными моделями за территорию бывшей УССР. Саакашвили назвал это Первой Геополитической войной. Но это от того, что слово "геополитика" на слуху куда больше, чем "цивилизация". Хотя в Москве — и Путин, и Патриархия — очень честно говорят применительно к событиям в Украине именно в контексте цивилизационного конфликта.
И за прошедшие пять лет ещё отчётливей стала цивилизационная граница, проходящая по Украине — в "ядерновой"[4] Украине никогда не потерпели бы такого произвола, беззаконий и безнаказанных издевательств, какие терпят жители Полуострова и Лугандонии.
Но давайте пойдём ещё дальше в историю...
До того, как в конце XV века выкристаллизовалась[5] Московская локальная цивилизация (субэкумена), ставшая воплощением "православного султанизма" (обычно применяют понятие Ю.С. Пивоварова и А.И. Фурсова "Русская система"), была общая культура Руси. Эта культура формировалась одновременным воздействием Византийской цивилизации (по Г.С. Померанцу "Византийский цивилизационный узел") на совокупность скандинавских и литовских культурных воздействий на славян и финно-угров.
И потом произошло историческое разделение Руси на Западную и Восточную. Литовское и польское влияние европеизировали Западную Русь. Закапсулированное Ордой доминирующие культурное византийское влияние, а также ордынские "социальные практики", помогшие гипертрофии византийского деспотического и мистического наследия, сформировали Восточную Русь.
Однако принцип инь-ян никто не отменял, и внутри восточно-руськой, московской традиции сохранился западно-руський культурный запас. И это не только псковско-велико-новгородская традиция самоуправления и "полисной демократии", но и возродившаяся при Василии IV Шуйском, Владиславе I Вазе и первых Романовых роль крупной аристократии.
Так получилось, что независимая Украина сегодня стала воплощением наследия Западной Руси, прежде всего, принципы муниципального демократизма и непонимание сакрализации власти и имперско-замкнутого характера церкви...
Поэтому сейчас мы видим противостояние двух культурных традиций, окончательно расколовшихся в XIV веке, когда исторически почти одновременно Литва громит Орду в урочище Синие Воды и включает в свои пределы южную половину Западной Руси (северная половина — Земля Новгородская остаётся в улусе Джучи), а Московский князь Дмитрий возвращается под власть хана-царя, выторговав себе высокую степень автономии и фактический статус ордынского сатрапа над переданными ему в "траст" Восточной Русью и Новгородией, которые он и его наследники консолидируют как Московию.
Так и получилось, что российско-украинское противостояние — это сражение двух альтернативных линий истории Руси, борьба "московского настоящего" с "киевско-новгородским прошлым". От этого и мой термин — Хроногражданская война.
Осталось только напомнить, что обе попытки завоевания Московией Беларуси — в XVI и XVII веках — также были типичным цивилизационным конфликтом за "лимитроф", и носили крайне ожесточённый характер из-за сопротивления местного "литвинского" населения, а завоеватели шли по пути геноцида. Что довольно скоро было старательно табуировано в российской историографии.
[1] Первым Майданом я считаю Революцию-на-граните осени 1990 года — студенческая голодовка на пл. Октябрьской революции (в честь этой революции она и стала майданом Незалежности), массовые выступления студентов и школьников в поддержку суверенитета УССР. Вторым — Оранжевую революцию ноября-декабря 2004 года.
[2] Полагаю, что вскоре СБУ и Генпрокуратура Украины досконально выявят роль российской политической и чекистской агентуры, включая такое прокси Москвы как крымский "Беркут", в решении о вооружённом подавлении Революции Достоинства и расстреле Майдана.
[3] Веду отсчёт от сопротивления выступлению "Боевых крестов" ровно 85 лет назад.
[4] Термин, введённый в отношении неоккупированной российскими войсками территории Грузии.
[5] Верные признаки этого: первый собственно русский цивилизационный спор — между осифлянами и нестяжателями, отмена главного феодального права — смены сюзерена и ликвидация зачатков городского самоуправления (абортирование Коммунальной революции).
Многие годы на нашем сайте использовалась система комментирования, основанная на плагине Фейсбука. Неожиданно (как говорится «без объявления войны») Фейсбук отключил этот плагин. Отключил не только на нашем сайте, а вообще, у всех.
Таким образом, вы и мы остались без комментариев.
Мы постараемся найти замену комментариям Фейсбука, но на это потребуется время.
С уважением,
Редакция






