18 марта проходили выборы Путина Российской Федерации. Часть граждан бойкотировала выборы, часть отдала свой голос, а еще одна часть пришла на избирательный участок, чтобы испортить избирательный бюллетень. Я провела день в Берлине, чтобы самой убедиться и посмотреть, что было, чего не было и насколько реальность соответствует тому, что показывают журналисты.

Что я наблюдала в Берлине? В 9 утра, когда в центре на улице Унтер ден Линден можно было встретить лишь приезжих, бегунов и собачников, у российского посольства уже стояла небольшая очередь. Ближе к 10 часам утра она растянулась на целый квартал и не уменьшалась примерно до 16 часов. Потом людей стало снова меньше, но то и дело подходили желающие.

Прямо напротив очереди выстроилась группа активистов с плакатами. Группа не была многочисленной, но активно привлекала внимание людей из очереди. Кто-то просто смотрел, пытаясь прочесть надписи на плакатах. Другие фотографировали. Третьи выкрикивали что-то, заглушаемое ревом проезжающих машин. Многие, проголосовав, подходили к протестующим. В основном с любопытством или одобрением, становились на несколько минут рядом. Было замечено несколько пожилых дам, очень агрессивно настроенных. Подходили к каждому плакату, читали надпись и кричали на человека, держащего плакат "Сам ты такой! Зачем здесь стоишь? Сколько тебе платят?". Видела людей с совершенно стеклянными глазами. Раньше я думала, что выражение "глаза как пуговицы" фигурально и метафорично, а вчера увидела, что нет. Страшно не было – вокруг было много полиции, которая относилась к нам с явной симпатией. Но было не по себе. Единственный плакат, который не вызвал приступа агрессии у "боевых бабушек", был с надписью "Свободу политическим заключенным".

От подходивших к активистам мы узнали, что в очереди на выборы не все хотели выбирать одного кандидата, были и те, кто просто пришел испортить бюллетень. Но определить соотношение тех и других по случайным разговорам было невозможно.

Среди протестующих были как берлинцы, так и люди, смастерившие плакат и прилетевшие в Берлин на один день. Дама из Геттингена сунулась было вначале митинга к очереди, но была тут же окружена "боевыми бабушками", которые, угрожая побить лицо, попытались отнять плакат. Дама поспешила ретироваться к остальным, под защиту полиции. На вопрос "Почему вы сегодня здесь?" были услышаны такие ответы, иногда повторяющие надписи на плакатах: "против воров и убийц у власти", "боюсь ядерной войны", "даже лабрадор лучше такого кандидата", "прочь из Украины и Сирии".

Мое внимание привлек немецкоязычный гражданин с плакатом в защиту политических заключенных. На мой вопрос, почему он сегодня здесь, он рассказал, что каждую неделю приходит к посольству и стоит в одиночном пикете за свободу политзаключенных. Однажды во времена ГДР ему пришлось отсидеть 5 месяцев и 2 дня за то, что он просил разрешение выехать в ФРГ. Его приглашали на собеседование и демонстративно молчали, в надежде, что он не выдержит и скажет что-нибудь эдакое. И однажды он сказал " Если вы не выдадите мне этого разрешения, я выйду в пикет к Бранденбургским воротам". Этой фразы оказалось достаточно, чтобы посадить человека в тюрьму на 18 месяцев. В итоге через 5 месяцев и два дня он смог выйти на свободу, но опыт беспомощности невинного человека и отношение в тюрьме к политическим заключенным не забыл. По его словам, к политическим в тюрьмах ГДР относились хуже, чем к заключенным за сексуальные преступления. Эта память заставляет его приходить сегодня к посольству России каждый четверг.

Разговаривала со многими молодыми людьми, которые совсем недавно уехали из РФ. Это не еврейская эмиграция и не поздние переселенцы, а русские ребята, которые не видят для себя никаких перспектив на родине. Всегда в таких случая двойственные чувства: радуешься за отдельных людей, у которых появился новый шанс найти себе достойное применение в жизни. И расстраиваешься за эти родины, которым плевать на своих людей – если все умные, талантливые, активные уедут, кто останется?

В 14 часов протестующие переместились на Александерплатц и стартовали оттуда похоронную процессию с гробом и траурным маршем. Дойдя до посольства процессия остановилась и устроила "похороны русской демократии после продолжительной болезни с надеждой на скорейшее воскресение". Панихида завершилась митингом. Примерно в это время очередь у посольства впервые за день оказалась малочисленнее митинга протестующих.

Похоронная процессия привлекала внимание прохожих и многие подходили и сетовали на то, что ничего не знали о предстоящем мероприятии. Информацию о подобных митингах в городах Германии можно было, к примеру, узнать на фб-странице Форума русскоязычных европейцев.

Когда я уходила, митинг поредел, но еще продолжался. Не знаю, как распределились голоса стоявших в течение дня в очереди. Хочется верить, что соответственно количеству агрессивных прохожих в соотношении к адекватным.

Алина Плитман

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter

19.03.2018,
Алина Плитман

Уважаемые читатели!
Многие годы на нашем сайте использовалась система комментирования, основанная на плагине Фейсбука. Неожиданно (как говорится «без объявления войны») Фейсбук отключил этот плагин. Отключил не только на нашем сайте, а вообще, у всех.
Таким образом, вы и мы остались без комментариев.
Мы постараемся найти замену комментариям Фейсбука, но на это потребуется время.
С уважением,
Редакция