26 декабря в Санкт-Петербурге состоялись сессия Совета коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и заседание Высшего Евразийского экономического совета.

Нынешние саммиты пропутинских постсоветских структур собрались в непростое для хозяина этих мероприятий время. Последствия сирийской авантюры уже начали сказываться не только на стабильности и имидже самого кремлевского режима. Убийство посла в Турции и катастрофа Ту-154 наглядно продемонстрировали реальную опасность для всей России обанкротившегося внешнеполитического курса Путина. Курса, с которым вряд ли согласны другие страны, входящие в вышеназванные организации.

Казалось бы, именно сейчас Путин нуждается в поддержке своих коллег по ОДКБ и ЕАЭС, однако, несмотря на это, один из основателей этих объединений, активный сторонник как военного сотрудничества, так и экономической интеграции на постсоветском пространстве президент Беларуси А. Лукашенко впервые не принял участие в саммитах.

В связи с таким развитием ситуации саммит ОДКБ и заседание Высшего Евразийского Экономического Совета прошли без представителя Беларуси, что, без преувеличения, можно назвать явным демаршем со стороны батьки, который уже давно выражает недовольство участием его страны прежде всего в ЕАЭС.

Председательствовавший на этих саммитах Путин никак не объяснил отсутствие ключевого члена этих организаций. Однако белорусские СМИ передали, что в тот же день в Москве, на сессии парламентского собрания Союза Белоруссии и России, председатель Палаты представителей Национального собрания Беларуси Владимир Андрейченко резко раскритиковал ЕАЭС.

"В ЕАЭС не принимается важных решений, а сам союз превращается в политический проект", — заявил белорусский чиновник. Более того, "принимаются протекционистские решения, которые противоречат законодательной базе Союзного государства и ЕАЭС, причем это делается практически регулярно", — сказал спикер нижней палаты парламента Беларуси.

Андрейченко фактически повторил все то, о чем не раз заявлял его шеф на различных двусторонних и многосторонних встречах, заседаниях и многочисленных интервью. В действительности за два года функционирования ЕАЭС его неоднократно сотрясали настоящие торговые войны, всевозможные ненужные ограничения со стороны России, которая сама находится в состоянии торговой войны с США и ЕС. Эмбарго, введенные Москвой против ЕС в качестве антисанкционных мер, негативно сказываются на развитии торговли как в рамках ЕАЭС, так и двусторонней торговле Беларуси, Казахстана Армении и Киргизии с европейскими странами.

Кроме Лукашенко и президент Киргизии А. Атамбаев также выражает недовольство фактическим отсутствием роста экспорта киргизской сельхозпродукции в страны — члены ЕАЭС, прежде всего в Россию, что могло бы способствовать улучшению финансового положения республики. По имеющейся информации, перед заседанием Высшего Совета Атамбаев намекал на то что Киргизия не будет подписывать Договор о Таможенном кодексе, вступление в силу которого должно способствовать развитию торговых отношений между членами ЕАЭС и снятию существующих ограничений. Однако после долгих уговоров киргизская делегация поставила свою подпись под этим документом.

Всего в Санкт-Петербурге было одобрено и подписано 25 документов, которые, по словам председателя коллегии Евразийской экономической комиссии Т. Саркисяна, будут направлены в Минск на подпись президенту Беларуси. Можно предположить, что импульсивный и трудно управляемый Лукашенко попытается увязать вопрос подписания этих документов, и прежде всего важнейшего Договора по Таможенному кодексу, с нерешенными проблемами по российскому газу.

Дело в том, что белорусская сторона безуспешно пытается получить скидку на поставляемый из России природный газ и на различных уровнях ставит этот вопрос. Последний раз Путин и Лукашенко встречались в Москве 22 ноября этого года. Однако по итогам визита сторонам не удалось окончательно договориться по газовому вопросу: Минск просит снизить цену, а "Газпром" требует погасить задолженность.

Не исключено, что отказ батьки приехать в Санкт-Петербург связан не только с неудовлетворенностью интеграционными процессами, но также выдается в качестве протеста и давления на Путина в газовом вопросе. В любом случае нынешний шаг президента Беларуси нанес имиджевый урон как самому ЕАЭС, так и лично Путину, который рассматривает эту организацию как важнейший инструмент удержания ее членов в орбите России. С другой стороны, представляется, Лукашенко также продемонстрировал Путину, что его бессмысленное противостояние с Западом и отвлечение на авантюристические проекты типа Сирии не идут на пользу интеграции в рамках ЕАЭС и могут привести к переоценке его участников целесообразности членства в этой организации.

Кямран Агаев

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter
Уважаемые читатели!
Многие годы на нашем сайте использовалась система комментирования, основанная на плагине Фейсбука. Неожиданно (как говорится «без объявления войны») Фейсбук отключил этот плагин. Отключил не только на нашем сайте, а вообще, у всех.
Таким образом, вы и мы остались без комментариев.
Мы постараемся найти замену комментариям Фейсбука, но на это потребуется время.
С уважением,
Редакция